Споры при местоположении границ земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Споры при местоположении границ земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

        Причины появления споров

        Конфликты между соседями возникают не только при определении границ участка, но и при использовании земли.

        Самыми распространенными причинами споров являются:

        1. Несоответствие фактических границ тем, что указаны на межевом плане.
        2. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических, пожарных, строительных и прочих мер безопасности. Минимальное расстояние между домом и границей участка должно составлять 3 метра. Нарушение этого правила приводит к увеличению риска во время чрезвычайных ситуаций, а также к возможному пересечению соседних территорий.
        3. Дезинформация новых собственников земли соседями. Недобросовестные жильцы могут солгать о том, что предыдущий хозяин неправильно провел межевание земли и нарушил границу их участка.
        4. Несогласованная застройка земли, не находящейся в собственности. Например, участка лесополосы, пустыря, поля. Если земля не принадлежит частному или юридическому лицу, право собственности остается за государством. Такие вопросы регулируются ст. 222 Гражданского кодекса РФ. По закону самовольная постройка подлежит сносу за счет владельца.
        5. Нарушение правил о предоставлении земли. Согласно ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при размещении строений следует руководствоваться требованиями по защите и рациональном использовании окружающей среды. В противном случае сооружение будет считаться незаконным, а границы участка недействительными.
        6. Ошибка сотрудников землеустроительной службы при отводе участка в собственность.
        7. Самовольное перенесение границ собственником.

        Судебный и административный порядок решений земельных споров

        Различные категории споров рождают разный порядок их решения. Наиболее частые судебные дела:

        • при согласовании гражданами границ земельного участка во время приватизации;
        • после оформления долей в наследстве между наследниками;
        • при покупке земельного участка после вызова геодезистов и «обнаружения» нежданных границ;
        • при застройке территории;
        • между организациями по любым «пограничным» вопросам;
        • у собственников уже приватизированных земельных участков;
        • споры между садоводствами о границах между ними или с иными смежными землепользователями, между организациями или административными единицами и т.д.

        Как возник спор о границах земельного участка.

        Мой доверитель обратился в суд с иском к ответчику об устранении препятствий в пользовании принадлежащим ему на праве аренды земельным участком. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с межевым делом, разработанным и утвержденным в апреле 2003 года, был составлен акт установления и согласования границ указанного земельного участка, из которого следует, что смежные землепользователи возражений относительно границ его земельного участка не имели, также был составлен план земельного участка и установлены межевые знаки. Ответчик является арендатором смежного земельного участка, при этом в настоящее время на принадлежащем истцу земельном находится личное имущество ответчика – бетонные блоки, а также расположен забор, построенный ответчиком. В мае 2018 года он направил ответчику требование об освобождении части занимаемого участка, которое осталось без ответа. Действия ответчика приводят к невозможности использования им земельного участка в установленных границах.

        Читайте также:  Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости

        Ответчик обратился в суд со встречным иском к моему доверителю о признании межевого дела недействительным, снятии его земельного участка с кадастрового учета и установлении смежной границы земельных участков по фактическому землепользованию. Указал, что спорная часть земельного участка, на которую ссылается истец как на занятую его личным имуществом, является частью земельного участка принадлежащего ему на праве аренды в связи с фактическим использованием земельного участка.

        Со слов моего доверителя известно, что еще в 2003 году прежний правообладатель земельного участка разрешил временно пользоваться ответчику частью его участка. Но ответчик решил, что нет ничего постояннее, чем временное пользование.

        Суд, удовлетворяя наши требования, сослался на следующие нормы закона:

        в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. При этом действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ).

        Согласно статье 305 Гражданского кодекса РФ в порядке, предусмотренном статьями 301-304 Гражданского кодекса РФ, защите подлежат права не только собственника, но и лица, владеющего имуществом на ином основании, предусмотренном законом или договором.

        В судебном процессе было установлено, что в настоящее время фактическая граница арендуемого моим доверителем земельного участка не соответствует границе, сведения о которой содержатся в едином государственном реестре недвижимости. Права пользования его земельным участком нарушены ответчиком- арендатором смежного земельного участка. При этом после проведения в апреле 2018 года кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка ответчика и постановке его на кадастровый учет, каких-либо наложений по смежной границе земельные участки сторон согласно графическим сведениям ЕГРН не имеют.

        Таким образом, ответчиком фактически используется часть земельного участка истца в отсутствие на это каких-либо правовых оснований. Как следует из обстоятельств дела и пояснений сторон, спорная часть земельного участка истца огорожена со стороны участка ответчика забором, на данной территории находятся личные вещи ответчика, а также принадлежащие ему бетонные блоки. Направленное в адрес ответчика требование доверителя об освобождении спорного участка и переносу забора согласно точкам смежной границы земельных участков, указанным в ГКН, осталось без удовлетворения.

        Отказывая по встречному иску суд принял во внимание, что право аренды моего доверителя спорным земельным участком зарегистрировано в ЕГРН и основано на действующем договоре аренды, дополнительным соглашением к этому договору, которые в установленном порядке не расторгались и недействительными не признавались. Доводы ответчика о фактическом землепользовании судом отклонены.

        Выявить наложение границ ЗУ можно двумя способами:

        Первый – при постановке на учет объектов.

        Второй – в процессе межевания, которое проводится при разделе, перераспределении, объединении или регистрации ЗУ.

        Оба этих варианта являются основанием для проведения судебного или иного разбирательства.

        Первый вариант подразумевает вынесение решения об отказе или приостановке учета надела, на основании обнаружения ошибки в данных государственного реестра.

        Во втором варианте, инженер кадастровой службы оформляет заключение, в котором должно быть конкретно указано, по какой причине произошло наложение и с границами какого участка, тем самым подтверждая факт несоответствия границ определенного участка.

        Исправление кадастровой ошибки производится путем составления заключения, в котором инженер кадастровой палаты обязан указать следующее:

        • подробное описание допущенной ошибки;
        • конкретную причину ее возникновения;
        • текущие данные, полученные в процессе межевания, которые позволяют исправить погрешность в реестре.

        Такое заключение должно учитывать интересы собственников спорных участков, а не только решить проблему обратившегося владельца (например, если после устранения ошибки уменьшится площадь соседнего надела). Чтобы исключить такие негативные моменты, перед составлением заключения производится собрание всех заинтересованных лиц, с целью определения границ спорных участков.

        Сотрудники Росеестра обязаны исправить ошибки в документации, после получения заявления от заинтересованного лица и заключения инженера. Производится корректировка данных в течение 5 рабочих дней.

        § 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ, КАДАСТРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ

        Государственный кадастр недвижимости, в системе современного земельного законодательства, пришел на смену государственному земельному кадастру. Теперь в кадастр вносятся сведения не только об уникальных характеристиках земельных участков, но и о других объектах недвижимого имущества.

        Что касается именно земельного кадастра, то он существовал в стране долгое время и постепенно совершенствовался.

        Так, в Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года государственному земельному кадастру был посвящен раздел VIII, который состоял всего из одной статьи, содержавшей несколько общих положений.

        С появлением частной собственности на землю возникла необходимость в более детальной проработке положений о государственном земельном кадастре.

        В результате на свет появился Федеральный закон от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», утративший силу в 2008 году.
        В настоящее время действует Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости).

        В статье 1 упомянутого Закона определяется его предмет регулирования. Из толкования этой нормы следует, что Закон о кадастре недвижимости регулирует ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета, кадастровой деятельности, а также устанавливает орган, уполномоченный вести кадастр недвижимости, уточняет, в отношении какого недвижимого имущества ведется кадастр.

        Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре недвижимости недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Законом о кадастре недвижимости сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

        Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Это следует из системного толкования пункта 1 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости, пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457).

        Ведение государственного кадастра недвижимости неразрывно связано с кадастровой деятельностью и кадастровым учетом.

        В первой части предлагаемой статьи приведен анализ действующего законодательства в области кадастрового учета. Из этого анализа можно заключить, что учет объекта недвижимости в государственном кадастре объектов недвижимого имущества происходит в два основных этапа.

        Читайте также:  Как определить является ли строение капитальным

        На первом этапе управомоченное лицо, осуществляющее кадастровую деятельность, — кадастровый инженер описывает уникальные характеристики объекта недвижимого имущества и фиксирует их. Применительно к земельным участкам сведения об уникальных характеристиках, о правообладателях и прочее оформляется в виде межевого плана. Затем вместе с заявлением об учете формируемого земельного участка либо об учете изменений уникальных характеристик ранее сформированного земельного участка, межевой план передается в орган, осуществляющий кадастровый учет объектов недвижимого имущества.

        Кадастровая палата производит второй этап — собственно государственный кадастровый учет, в процессе которого воспроизводятся предоставленные сведения о земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

        Если в процессе кадастровой деятельности совершена ошибка и она воспроизведена в ГКН, то имеет место кадастровая ошибка. В тех случаях, когда она выражается в наложении границ участков, ее именуют кадастровой накладкой.

        Устранение наложения границ возможно без обращения в суд. В этом случае правообладатели совместно обращаются в орган кадастрового учета с заявлениями, в которых просят произвести учет изменений координат поворотных точек границ своих участков. Для того чтобы такой вариант стал возможным, необходимо волеизъявление правообладателей обоих участков.

        Если границы формируемого земельного участка пересекаются с границами ранее учтенного земельного участка, то возможно составление межевого плана, в котором будут уточнены координаты поворотных точек смежного участка. В этом случае кадастровой палатой принимается решение об осуществлении кадастрового учета формируемого участка и решение об уточнении местоположения границы ранее учтенного земельного участка.

        Если внесудебный порядок устранения пересечения границ оказался невозможен, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд.

        Ввиду того, что на сегодняшний день не оформилось единообразие судебной практики в анализируемой категории споров, истцу при подготовке иска следует воспользоваться следующими рекомендациями.

        Первое. До предъявления искового заявления в суд желательно соблюсти досудебный порядок, чтобы избежать риска отказа в удовлетворении исковых требований. Для этого нужно обратиться к правообладателю участка, на границы которого накладываются границы вашего земельного участка, с предложением уточнить границы. Чтобы подтвердить в суде соблюдение досудебного порядка, необходимо представить доказательства направления или вручения вышеуказанного предложения.

        Второе. В качестве ответчика по иску об исправлении кадастровой ошибки в виде пересечения (наложения) границ участков следует привлекать правообладателя ранее сформированного земельного участка, с границами которого выявлено пересечение. Орган кадастрового учета привлекается к рассмотрению дела в качестве третьего лица. Существует мнение, в том числе и в судебной практике, что орган кадастрового учета можно привлекать в качестве ответчика. По мнению автора предлагаемой статьи, кадастровая палата не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не отвечает за достоверность сведений, в том числе о координатах поворотных точек земельного участка, представляемых для осуществления кадастрового учета.

        Третье. Существует разница между спорами об исправлении кадастровой ошибки и спорами о границах. Для первой категории дел характерно несоответствие сведений о границах, имеющихся в государственном кадастре недвижимости, фактическим границам между участками. При этом фактическое землепользование сложилось, в идеале даже закреплено на местности. Предметом доказывания будет то, что в процессе кадастровой деятельности была совершена ошибка и она воспроизведена в ГКН. Наличие этой ошибки нарушает права истца. В качестве доказательства можно ссылаться на заключение кадастрового инженера о выявленной кадастровой ошибке либо заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы.

        Если спор по фактическим границам существует, то его необходимо разрешать в суде, но предмет доказывания будет другим. Истцу необходимо уже доказывать не наличие ошибки в ГКН, а местоположение спорной границы. При этом следует иметь в виду, что требование об исправлении кадастровой ошибки является ненадлежащим способом защиты в спорах о границах.

        Четвертое. Для наиболее полной и всесторонней защиты ваших прав и охраняемых законом интересов имеет смысл обратиться за квалифицированной помощью к профессиональным юристам.

        Перестать быть собственником на недвижимость можно только в двух случаях: после отчуждения участка или по решению суда.

        Таким образом, если собственник в течение долгого времени не использовал участок — это не становится причиной для его изъятия.

        Совершенно другая причина заключается в том, что свидетельства о собственности, выдававшиеся ранее 90-х годов, не отличались точной информацией об участке. В связи с этим и появляются чаще всего проблемы с определением границ. Исковая давность в данном случае составляет 3 года, начинается со дня, когда владелец узнал о несоблюдении своих прав в части определения границ.

        Но дело в том, что такую дату установить практически невозможно, поэтому по факту исковой давности для определения границ участка не бывает. Истец может в любое время прийти в органы судебной власти и подать иск.

        Итак, мы рассмотрели, как решаются соседские споры о границах участка. Конечно, прежде всего, лучше попробовать договориться с владельцем прилегающей территории мирным путем. Это сэкономит деньги, время и нервную систему собственника. Если же не удается прийти к обоюдному согласию, необходимо обращаться в суд.

        Пересечение границ земельных участков, выявленное на этапе проведения процедуры согласования границ

        Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости) устанавливает состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. В частности, к таким сведениям относятся описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, и площадь земельного участка.

        Несмотря на то что упомянутые характеристики являются уникальными, т.е. позволяют идентифицировать объект недвижимости как индивидуально-определенную вещь, на практике нередко можно столкнуться с тем, что в кадастре такие сведения отсутствуют или указаны не в соответствии с нормами действующего законодательства (например, границы установлены с использованием устаревшей системы координат).

        Следует отметить, что при таких обстоятельствах может возникнуть вопрос о существовании объекта недвижимости как такового (см., напр.: дело Арбитражного суда Пермского края N А50-9824/2007).

        В качестве примера обозначенной проблемы можно рассмотреть ситуацию с ранее учтенными земельными участками. В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости решение о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании правоустанавливающих документов (свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, и др.), которые не содержат информации о границах земельного участка.

        Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.

        Таким образом, перед правообладателем ранее учтенного земельного участка встает необходимость внести в кадастр недостающие сведения о его границах.

        В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре недвижимости сведения государственного кадастра недвижимости об уникальных характеристиках земельного участка (описание местоположения границ и площадь) могут быть изменены только на основании заявления и межевого плана, а также в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 45 указанного Закона, в соответствии с которой орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Однако соответствующий нормативный правовой акт к настоящему времени не принят.

        Зачем нужны отступы от границ земельного участка

        Нарушение границ земельного участка приводит к следующим последствиям:

        • дискомфорт в связи с тем, что окно соседа находится слишком близко;
        • из-за слишком маленького расстояния между постройками, велик риск возникновения пожара;
        • соседи могут затопить сточными водами;
        • близко расположенный к соседям дом создает тень, что препятствует выращиванию растений;
        • тень от соседнего дома препятствует проникновению в дом солнечного света;
        • если дома расположены слишком близко, возникают проблемы с установкой ограждений — если один сосед сможет соблюсти отступы, то другой нет (возникнет проблема с передвижением по территории).
        Читайте также:  Как купить квартиру по переуступке

        Споры между соседями по отступам от границ земельного участка

        Постройка жилого дома — долгий и сложный процесс. Заметив на начальной стадии строительства, что не соблюдены положенные отступы, лучше действовать сразу. В частности, если нормы Градостроительного кодекса нарушены, лучше приостановить постройку или попытаться договориться с соседями.

        Споры с соседями по постройкам — дело нелегкое и неприятное. Если вы видите соседа, который не соблюдает отступы от границ земельного участка при строительстве, выясните, на каком основании он это делает и кто дал ему разрешение. Возможно, второй собственник дома дал письменное согласие без вашего ведома. Подобные действия признаются незаконными и их можно оспорить в суде.

        При спорах с соседом в качестве доказательства суду предоставляются документы о праве собственности на строение/ часть строения, кадастровый план и план межевания земли.

        Если дело дошло до суда и нужно отстоять свои интересы, самый главный документ — это план разграничения земельного участка. В нем указываются обязательные нормы по отступу, которые должны соблюдаться.

        Но на практике бывают и такие случаи, когда межевание не было проведено. В таком случае, процедура инициируется в срочном порядке, так как потом предотвратить строительство рядом с вашим домом будет сложнее. Также недобросовестный сосед может инициировать эту процедуру быстрее вас и заполучить план межевания, который нарушает ваши земельные границы и ваши интересы.

        Проблемные вопросы судебной практики

        Судебная практика по земельным спорам свидетельствует о том, что споры, касающиеся земельных вопросов, относятся к одной из самых непростых категорий. Это обусловлено несколькими причинами:

        • Земля, как объект собственности, длительное время находилась исключительно в государственной собственности. В СССР частная собственность в принципе не существовала и, поэтому судебная практика не может похвастаться большим разнообразием. Возможность приватизировать земельные участки появилась немногим больше 20 лет назад, а это минимальный срок для формирования каких-либо тенденций в праве.
        • Изменения в законодательстве, касающемся земельного права, происходят с регулярным постоянством, что не способствует прояснению ситуации в судебной практике.
        • Немало сложностей возникает в определении ведомственности вопроса, а именно определении, где спор должен рассматриваться: в хозяйственном суде, гражданском или административном.

        В соответствии с судебной практикой для решения большей части конфликтов, касающихся земельных споров, следует подать:

        • Акт, подтверждающий право собственности на участок земли (оригинал или копия);
        • Паспорт (копия);
        • Идентификационный код.

        Если стороне, подающей иск, необходимо решить спорный вопрос, касающийся переоформления государственного акта права собственности на землю или внесения изменений в акт в части смены владельца участка, потребуется подача дополнительного пакета документов:

        • Договор о передаче праве (дарения, купли/продажи, мены);
        • Справку, подтверждающую получения земли в наследство;
        • Прочие документы, удостоверяющие передачу права собственности.

        Судебная практика по исправлению кадастровой ошибки и уточнению границ

        Судебные органы выносят отказ в удовлетворении исковых требований в отношении признания недействительности документации по межеванию, актов в отношении постановки на кадастровый учет, обязания внесения изменений в кадастровую документацию, когда требования основываются лишь на том, что заявитель долгое время эксплуатировал территорию больше установленной кадастровой документацией и правоустанавливающими документами, и (или) большие размеры приведены в документации о передаче землевладений, полученных ранее исполнения межевальных работ.

        Судебные органы в подобных обстоятельствах руководствуются определенными положениями. Ссылка на большие размеры землевладения, зафиксированные документацией, оформленной перед постановкой на кадастровый учет, и то, что земля с такой же площадью обнесена забором и эксплуатируется, не несет решающего значения в разрешении таких ситуаций в связи с тем, что этим не нарушаются права заявителя как владельца земли, зафиксированной государственным кадастром недвижимости.

        Согласно данным судебной практики, фактической эксплуатацией большей территории нарушаются правомочия ответчика, которому принадлежит используемый истцом участок. При рассмотрении подобных дел важная роль отводится кадастровой документации и документам, являющимся основаниями возникновения прав на землю.

        Согласованию земельных границ также отводится серьезное значение. Если мероприятия в рамках указанной процедуры осуществлялись на основании предписаний закона – судебные органы отказывают в требованиях об уточнении границ по той причине, что правомочия землевладельца, обратившегося с иском, таким образом не нарушаются.

        Судом было отказано в удовлетворении иска, поданного от имени садового некоммерческого товарищества, в рамках которого было заявлено требование о признании недействительности зарегистрированного права и восстановлении первоначальных границ землевладения.

        Государственный орган при этом исходил из того, что при проведении межевых работ в отношении земли, принадлежащей ответчику, нарушений процедуры согласования не было, границы установлены по ограждению, установленному 18 лет назад. В связи с этим, правомочия обратившегося товарищества землеустроительными работами не нарушались.

        Причины возникновения споров о границах земельных участков между соседями

        Причин возникновения споров о границах земельных участков множество. Чаще всего конфликт возникает между хозяевами двух соседних домов. Как показывает практика, подобные споры являются поводом обращения в суд.

        Споры по поводу расположения границ земельных участков – это наиболее частый конфликт, который зачастую разрешается только с привлечением судебного органа. Причин недовольства масса.

        Внимание! При проведении процедуры межевания земель произошло наложение границ соседних участков. В таком случае виновную сторону определить нет возможности. Неправильная работа кадастрового инженера может стать причиной споров между несговорчивыми соседями.

        Кадастровый инженер не может провести работы по межеванию земель. Для этого требуется участие третьих лиц. Зачастую при определении границ присутствуют собственники земельных участков и работники кадастровой палаты.

        Если кадастровая служба, проводившая межевание земель, утратила лицензию, придется повторно провести работы по определению границ, даже если собственник соседнего участка не имеет претензий:

        • если собственник одного из участков собирается расширить границы земли. Такое случается тогда, когда дачник приобретает смежный земельный участок;
        • если собственник одного из земельных участков решил самовольно перенести границы. Например, он построил забор, захватив соседскую территорию.
        • наследники не могут определиться с причитающейся каждому из дольщиков землей. В этом случае понадобится провести сравнение территории. На суде принимается решение о присвоении права собственности для каждого конкретного лица;
        • геодезист неправильно провел работы по межеванию земель. Таким образом, в документации отражена неверная информация.

        Заключение: так стоит все же обращаться в суд или нет?

        Сосед построил дом на меже — что делать, обращаться в суд или нет.

        Стоит помнить, что никто не может лишить вас права обратиться в суд. Если у вас есть на то причины, вне зависимости от того, насколько они малозначительны, обращайтесь в судебную инстанцию.

        Однако стоит смотреть на судебную практику по таким делам, которая, как было описано выше, неутешительна. Рассчитывать на снос дома соседа, который нарушил метровой отступ можно только в случае, если имеются серьезные нарушения пожарной безопасности.

        В остальных случаях, суд принимает не столь суровые меры по отношению к нарушителям. Судья выносит решения, которые обязывают нарушителей установить дополнительные ливневые стоки, перенести крыльцо дома и др.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *