Государственные программы 2022 года по поддержке малого предпринимательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные программы 2022 года по поддержке малого предпринимательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предприятия малого и среднего бизнеса могут попросить банк об отсрочке платежей на период до полугода. Пока эта важная мера поддержки для бизнеса в 2023 году действует до конца марта, однако можно ожидать, что ее действие продлят. Важно иметь в виду, что такая возможность недоступна для компаний, у которых есть штрафы или неоплаченные пени или, например, на предмет залога которых обращено взыскание.

Мораторий на проверки бизнеса продлили на весь 2023 год

Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Росстандарт, МЧС — наверняка многим предпринимателям знаком список надзорных органов, которые периодически приходят с проверками. Это отнимает достаточно много времени и сил, и такая мера поддержки для бизнеса в 2023 году позволит направлять усилия на поддержание бизнеса на плаву. Поэтому было решено освободить бизнес от части проверок.

На 2023 год отменены все плановые проверки (а для IT-компаний — еще и на весь 2024), за исключением налоговых — они будут проводиться по-прежнему. Отменили ряд контрольных мероприятий, например, контрольные закупки. Внеплановые проверки существенно ограничены — в 2023 году их можно проводить только по серьезным основаниям, например, жалобы или угроза чрезвычайных ситуаций.

Важное исключение — по-прежнему будут проверять бизнес, который работает с опасными производственными объектами и сооружениями высокого и чрезвычайно высокого риска.

Почему могут отказать в выдаче субсидии

  1. Неправильный выбор направления бизнеса. Как уже говорилось, государство не поддерживает открытие ломбардов, инвестиционных фирм и производство подакцизных товаров;
  2. Ошибки в бизнес-плане. Если проект составлен без подробностей, не очевидна его привлекательность, слишком большой срок окупаемости, присутствуют ошибки в вычислениях — в финансировании могут отказать;
  3. Нет понятной схемы расходов. Если нет четкой схемы использования денег, субсидию не дадут;
  4. Повторная заявка. Если учреждение бизнеса уже финансировалось государством, при повторном обращении деньги получить скорее всего не получится.

Поддержка МСП с аграрной сфере

В январе 2022 года был запланирован запуск особой информационной системы для сельхозтоваропроизводителей. Минсельхоз даже разработал специальный законопроект, однако, на данный момент он еще обсуждается.

Когда система начнет действовать, с ее помощью можно будет информировать предпринимателей о возможных мерах государственной поддержки.

Кроме того, на основании Постановления Правительства от 16.12.2021 г. № 2309 ввели новый грант на проекты, которые касаются сельского туризма. С 2022 года малый сельскохозяйственный бизнес может рассчитывать на сумму до 10 млн. руб., если занимается строительством или ремонтом помещений для приема туристов, формирует развлекательную инфраструктуру, приобретает туристическое оборудование и др.

Также на основании Постановления Правительства от 26.11.2020 г. № 1932 в 2021 году был введен новый грант — «Агропрогресс». На него могут рассчитывать сельхозтоваропроизводители, которые официально работают не меньше 2-х лет на сельской территории.

Размер государственной поддержки составляет не больше 30 млн. руб., которые можно потратить на развитие базы по изготовлению, хранению, переработке и продаже продукции, а также на покупку или возведение новых производственных объектов и т.д.

Кроме того, для сферы сельского хозяйства предусмотрены и другие гранты:

  • «Агростартап» — для КФХ или ИП (3-5 млн. руб.);
  • на развитие семейной фермы — для КФХ и ИП, соответствующих критериям микропредприятия (не больше 30 млн. руб.).

Чем грант отличается от субсидии

Нередко граждане путают такие понятия, как гранты от государства и субсидии. А в различных информационных ресурсах можно встретить эти термины, как слова-синонимы, что не совсем правильно. Основные отличия гранта от субсидии кроются в следующих моментах:

Грант Субсидия
Для получения суммы нужно составить четкий бизнес-план, собрать документы Потенциальный получатель изначально тратит свои деньги, а после просит возмещения путем подачи заявки. При этом факт траты подтверждается документально
Для одобрения достаточно иметь 15–30% собственных средств (необязательно денежных) Необходимо вложить в бизнес 100% необходимых средств
Деньги поступают в несколько этапов – траншами Поступает полностью
Может быть выдан несколько раз, если предприниматель успешно реализовал свою идею Выдается единожды

Кроме того, гранты и субсидии выдают разные инстанции. А вот когда речь идет о понятии гранты предпринимателям в форме субсидии – это может означать, что поддержка осуществляется, например, в виде кредита, часть долга по которому покрывает государство.

  • Социальный контракт — это договор между органами социальной защиты и будущим предпринимателем. Государство предоставляет до 350 тыс. рублей, а бизнесмен обязуется выполнить все условия: зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого, закупить определенное оборудование, арендовать помещение, начать предпринимательскую деятельность.

  • Субсидию могут получить только граждане РФ, доход которых в расчете на семью не дотягивает до прожиточного минимума и которые не имеют в собственности несколько машин и объектов недвижимости.

  • В течение года, пока действует социальный контракт, предприниматель должен ежемесячно предоставлять органам защиты чеки, расписки, фотографии, которые подтвердят, что целевые деньги потрачены по назначению. Отправлять документы можно по электронной почте или лично.

  • Если потратить деньги на личные нужды или прекратить бизнес-деятельность в течение года, органы соцзащиты расторгнут контракт в одностороннем порядке, а деньги предприниматель будет обязан вернуть в бюджет. Подать заявку на получение нового соцконтракта можно будет только через год.

Наименование

Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы

Цель разработки национального проекта

— обеспечение качественных изменений в структуре предпринимательства;
— развитие малого бизнеса в целях повышения занятости населения;
— опора на средний бизнес – драйвер диверсификации отраслей экономики;
— комплексное развитие конкуренции — равные условия для субъектов предпринимательства.

Срок реализации

2021 – 2025 годы

Ожидаемый экономический эффект (в количественном выражении)

1. Доведение доли МСП в ВВП до 35 %.

2. Рост объема туризма в ВВП до 8,4 трлн тенге.

3. Снижение доли государства в экономике до 14 %.

4. Создание 995,3 тыс. рабочих мест, в том числе:
— постоянные – 335,1 тыс.,
— временные — 660,2 тыс.

Ожидаемый социальный эффект (в качественном и/или количественном выражении)

1. Трудоустройство граждан на постоянные рабочие места – 1,7 млн человек;
2. Охват населения активными мерами содействия занятости – 3,5 млн человек;
3. Снижение доли сельского населения с доходами ниже прожиточного минимума – 6,5 %.

Объем финансирования, необходимый для реализации национального проекта

8 455 329 919 тыс. тг., (в том числе республиканский бюджет – 1 030 884 427,0 тыс. тг., местный бюджет – 124 695 492,0 тыс. тг., внебюджетные средства – 7 299 750 000,0 тыс. тг.):
2021 год – 1 272 207 923,3 тыс. тг.;
2022 год – 1 370 367 038,7 тыс. тг.;
2023 год – 1 620 056 904,0 тыс. тг.;
2024 год – 1 963 862 120,0 тыс. тг.;
2025 год – 2 228 835 933,0 тыс. тг.;
Итого – 8 455 329 919 тыс. тг.

Условия субсидирование проектов Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы в рамках направления «Региональное финансирование субъектов малого частного и среднего частного предпринимательства»

Участники

Субсидирование в рамках Региональной программы осуществляется в социально уязвимых регионах или в период ввода чрезвычайного положения/чрезвычайной ситуации, или иных случаях по письменному согласованию местным исполнительным органом с уполномоченным органом по предпринимательству.

Условия субсидирования в социально уязвимых регионах или в период ввода чрезвычайного положения/чрезвычайной ситуации письменно согласовываются местным исполнительным органом с уполномоченным органом по предпринимательству.

Отрасль Без отраслевых ограничений
Максимальная сумма кредитования

Сумма кредита, по которому осуществляется субсидирование части ставки вознаграждения, не может превышать 500 (пятьсот) млн тенге для одного субъекта малого и среднего предпринимательства, согласно письменному соглашению между финансовым агентством и местным исполнительным органом, и рассчитывается без учета задолженности по кредиту аффилированных с ним лиц/компаний.

Максимальный лимит финансирования для микрофинансовой организации на одного субъекта малого и среднего предпринимательства не более 8 000 (восемь тысяч) МРП.

Размер субсидирования Субсидирование осуществляется только по кредитам/микрокредитам с номинальной ставкой вознаграждения не более 8,5 %, из которых разница оплачивается субъектом малого и среднего предпринимательства согласно письменному соглашению между финансовым агентством и местным исполнительным органом. При этом ставка вознаграждения, оплачиваемая субъектом малого и среднего предпринимательства, должна быть не менее 1 % годовых.
Срок кредитования

Срок субсидирования по кредитам/микрокредитам составляет 5 (пять) лет.

Срок субсидирования кредитов/микрокредитов, направленных на пополнение оборотных средств, составляет 3 (три) года без права пролонгации срока субсидирования.

Реализация Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы

Субсидирование проектов по всем направлениям за период с 01.01.2023 г. по 01.03.2023 г.

ОБЛАСТИ

Нацпроект Портфельное субсидирование ИТОГО
Акмолинская область 29

3

32

Актюбинская область

77

24

101

Алматинская область

33

27

60

Атырауская область 39

25

64
Восточно-Казахстанская область 8

2

10

г. Алматы 128

22

150

г. Астана 37

19

56

г. Шымкент 40

36

76

Жамбылская область 36

32

68

Западно-Казахстанская область 28

14

42

Карагандинская область 32

2

34

Костанайская область 33

3

36

Кызылординская область 35

1

36

Мангистауская область 105

44

149

Павлодарская область 39

1

40

Северо-Казахстанская область 14

8

22

Туркестанская область 45

5

50

Абайская область 12

21

33

Жетысуская область 14

20

34

Улытауская область 11

11

Общий итог 795

309

1104

Информация о проводимых конкурсах не является конфиденциальной, но в то же время не слишком широко освещается в СМИ. Фонды резонно предполагают, что реклама таким акциям не нужна: заинтересованные лица самостоятельно найдут требуемый грант через Департамент поддержки предпринимательства или экономического развития.

Местная администрация также публикует сведения о субсидиях и мерах по оказанию помощи малому бизнесу в объемах, доступных для финансирования из местных бюджетов. Здесь можно получить информацию об иных государственных, частных или иностранных фондах – такая деятельность на территории России подлежит обязательной регистрации. Рекомендуем обратить внимание на фонды, имеющие русскоязычные представительства – UNESCO, USAID, TACIS, GTF, Фонд «Новая Евразия», Программу Развития ООН и другие.

Частные фонды, каковых только в Европе более десяти тысяч, наполняются за счет отчислений от бизнеса, основанного достаточно известными людьми.

Условия субсидирования

Вот на каких условиях государство готово выделить деньги на регистрацию своего дела:

  1. Субсидия – это не кредит. Она безвозмездная и ее не нужно возвращать государству.
  2. Субсидию можно получить только один раз в жизни (независимо от того, сколько раз человек будет безработным).
  3. Субсидия не относится к налогооблагаемым доходам.
  4. О том, как была потрачена субсидия – придется отчитаться.
  5. Нужно быть готовым к возможным проверкам со стороны центра занятости.
  6. Как бы ни было сложно предпринимателю, закрываться в течение года-трех нельзя.

Подводные камни программы субсидирования

Вот с какими сложностями могут столкнуться претенденты на субсидии:

  1. Нужно соответствовать требованиям, предъявляемым к безработным.
  2. Первое время придется ездить по направлениям к работодателям и уговаривать их написать отказ.
  3. Требуется пройти тестирование у психолога и закончить обучающие курсы.
  4. Часто приходится неоднократно корректировать бизнес-план, чтобы он соответствовал требованиям центра занятости.
  5. Бюджет на субсидирование ограничен и к моменту обращения уже может быть исчерпан.
  6. Нужно не только подтвердить свое право на получение субсидии, но и сделать так, чтобы ее не пришлось возвращать.

Меры поддержки для отдельных отраслей

  1. Кредитные каникулы для сельхозпроизводителей. Для этой категории ещё в 2017 году была запущена специальная кредитная программа по ставке до 5%. Сейчас заёмщики получили полугодовую отсрочку по платежам, сроки договоров которых истекают в 2022 году.
    Основание: постановление Правительства от 03.03 2022 № 280
  2. Отсрочка по уплате утилизационного сбора для отечественных автопроизводителей. Платежи за I–III кварталы 2022 года перенесены на декабрь.
    Основание: постановление Правительства от 4 марта 2022 года № 287
  3. Для поставщиков и производителей медицинских изделий установлена упрощённая процедура закупок.
    Основание: постановление Правительства от 6 марта 2022 года № 297
  4. Организациям и индивидуальным предпринимателям, получившим государственные субсидии на развитие промышленных проектов, на 12 месяцев отложили исполнение обязательств. Это означает, что если получатель субсидии ещё не добился заявленных результатов, его нельзя штрафовать или требовать вернуть деньги.
    Основание: постановление Правительства от 06.03.2022 № 297


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *