Оспаривание (действий) бездействия судебных приставов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оспаривание (действий) бездействия судебных приставов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Исполнительное производство — всегда результат конфликта между должником и взыскателем, который не получилось разрешить в досудебном порядке. Поэтому естественно, что работа судебных приставов-исполнителей вызывает много жалоб: обычно, по мнению взыскателя, пристав работает слишком медленно или вообще бездействует, а по мнению должника – наоборот, слишком быстро и не всегда законно.

Образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя — что делать при бездействии пристава

Обжалованию могут подлежать: постановление судебного пристава-исполнителя о начале производства, принудительное взыскание долгов до истечения сроков его добровольного погашения, взыскание исполнительного сбора, отказ в ознакомлении с материалами и другие действия, нарушающие законные права граждан. Но самые распространенные жалобы на приставов связаны с их незаконными, по мнению должника, действиями по аресту и изъятию имущества (денежных средств), либо, напротив, жалобы на бездействие судебных приставов-исполнителей, на беспричинное затягивание исполнительного производства.

Порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя в судебном порядке

10 февраля 2020 года, 18:12

Обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности может должник, взыскатель или иное лицо, чьи права и интересы пристав нарушил. Для этого нужно подать письменную жалобу вышестоящему приставу. Как правило, это начальник отдела, где служит пристав, чьи действия обжалуются, либо главному судебному приставу субъекта РФ.

При этом важно успеть в срок: 10 дней со дня, когда пристав совершил действия, либо когда стало известно, что пристав их совершил — если пристав Вас не извещал о том, когда и где он будет совершать соответствующие действия. Таким днем может быть, к примеру, день ознакомления с материалами исполнительного производства.

Срок рассмотрения жалобы также составляет 10 дней со дня ее поступления. Все сроки исчисляются в рабочих днях. В случае если гражданин пропустили срок, вместе с жалобой подается ходатайство о его восстановлении. Если вышестоящий пристав признает причины пропуска уважительными, а срок, в который вы обратились, — разумным, то срок восстанавливается.

Кроме того, в защиту прав и законных интересов других лиц в суд с требованием об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России могут обратиться лица — взыскатель и должник, а также лица, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием) в порядке административного судопроизводства, предусмотренного статье 40 КАС РФ.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти может подаваться гражданином в суд по месту нахождения органа, в котором указанное лицо исполняет свои обязанности, либо в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Выбор подсудности при этом принадлежит административному истцу.

В случае обжалования гражданином деятельности судебного пристава-исполнителя. Такие административные иски могут быть предъявлены только по месту нахождения структурного подразделения, в котором судебный пристав-исполнитель исполняет свои обязанности Организации и физические лица, подавшие жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, освобождены от уплаты госпошлины.

Так, при обращении в суд законодательством предусмотрен специальный, сокращенный по сравнению с общим, срок, в течение которого постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке, который составляет десять дней, исчисляемых с момента, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При выявлении факта пропуска срока без уважительной причины на оспаривание постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Суд удовлетворяет требование о признании незаконным постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя только при одновременном наличии следующих оснований, когда постановление, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам; постановление, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Если же совокупность названных обстоятельств отсутствует, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Состоявшееся итоговое судебное решение, которым признаны незаконными действия (бездействие) или постановление судебного пристава-исполнителя, во всяком случае подлежит обжалованию в суд вышестоящей инстанции через суд, рассмотревший дело в первой инстанции, в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Когда нужно подать заявление, чтобы его рассмотрели?

Претензия на судебного работника должна быть подана в соответствующее государственное учреждение в течение 10 дней. Началом отсчета срока считается дата получения информации о нарушении. По окончании обозначенного срока заявление не будет принята. Однако срок может быть продлен, если человек не подал заявление вовремя по уважительной причине.

Период рассмотрения жалобы на судебного исполнителя не должен превышать 10 дней. По истечении срока государственный орган должен сообщить результат в письменном виде. Официальное лицо, занимающееся рассмотрением заявления, может признать претензию обоснованной и пресечь допущенные нарушения исполнителя или отказать в выполнении просьб заявителя.

Заявка, поданная через Интернет, рассматривается 30 дней. В эти же сроки осуществляется и прокурорская проверка.

Подача заявления в суд

В зависимости от характера и подведомственности, споры могут быть рассмотрены в порядке искового или административного судопроизводства.

На практике сложности могут возникнуть, если исполнительные листы выданы судами разных систем и объединены в одном – сводном – производстве. В целом исполнительное производство подведомственно судам общей юрисдикции. Поэтому арбитражные суды не разрешают споры, связанные со сводным производством или затрагивающие вопросы о законности действий пристава (например, при правопреемстве взыскателя). Если исполнительный документ выдан арбитражным судом, то заявления (если они поданы до объединения исполнительных дел и касаются общих вопросов исполнительного производства) будут ­рассматриваться по правилам АПК РФ (п. 4 Постановления).

Оспаривать постановления (действия, бездействие) любых должностных лиц службы судебных приставов могут не только стороны исполнительного производства, но и другие лица, круг которых не ограничен. Право на обжалование имеют лица, которые полагают, что нарушены их права и законные интересы (или хотя бы созданы препятствия для их осуществления) либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Этот вывод п. 8 Постановления основан на положениях ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ­Закон об исполнительном производстве), где прямо об этом говорится.

Срок давности для подачи заявления составляет всего десять дней со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ст. 122 Закона об исполнительном производстве). Но если даже заявитель пропустил срок, то суд, прежде чем отказать ему, должен выяснить, нет ли уважительных причин, дающих возможность восстановления срока давности. Уважительной причиной, в частности, является несвоевременное рассмотрение (нерассмотрение) жалобы вышестоящим органом (должностным лицом). Если арбитражный суд установит невозможность восстановления срока, то даже при наличии уважительной причины в удовлетворении заявления будет ­отказано (п. 11 Постановления).

Читайте также:  Правовой статус лица, исполняющего обязанности руководителя

Прежде у судов и приставов существовала точка зрения, что отмена вышестоящим должностным лицом незаконного постановления или окончание (прекращение) исполнительного производства во время рассмотрения дела судом является основанием для прекращения судебного производства (определение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 09.09.2011 по делу № 2-1829). Пленум ВС РФ высказал противоположную позицию, указав, что в первом случае дело должно быть рассмотрено судом, если постановлением нарушены права (законные интересы) заявителя или административного истца (далее – заявителя). А во втором – если такое нарушение повлекло неблагоприятные ­последствия для заявителя (п. 9 Постановления).

Постановление разграничивает понятия исправления опечаток и отмены постановления пристава. Так, исправить описки или явные арифметические ошибки пристав имеет право в силу ч. 3 ст. 14 Закона об исполнительном производстве. Следовательно, если арифметические ошибки не явные, их исправление уже будет считаться изменением (отменой) ­постановления, а такими полномочиями закон приставов не наделяет. Это могут сделать только старший судебный пристав или его заместитель (п. 10 Постановления).

Способы обжалования постановления пристава исполнителя

Законодательством определен порядок, в котором осуществляется обжалование постановления судебного пристава исполнителя. Причины для подачи жалобы могут быть разными, часто граждане не согласны с решением об аресте имущества (обычно это связано с исками от кредиторов: банки, частные лица и пр.). Возникают вопросы об исключении из описи имущества или освобождения из под ареста недвижимости, на регистрационные действия по которой наложен запрет.

Данная процедура должна проходит в строгом соответствии с законом, и если какие-то пункты были нарушены, у человека есть полное право на обжалование постановления пристава исполнителя. Как пример: в акт могло быть включено имущество, которое не находится в собственности должника, в этом случае нужно обращаться с жалобой, требуя исключить указанные вещи из акта описи.

Как обжаловать постановление об окончании исполнительного производства?

Зачастую бываю ситуации, при которых взыскатель не согласен с действиями пристава-исполнителя, который необоснованно заканчивает исполнительное производство, путем вынесения соответствующего постановления.

В данном случае основанием обжалования является со стороны пристава неисполнение всех необходимых мер или исполнительских действий для принудительного исполнения судебного акта, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

С целью составления наиболее эффективной жалобы вне зависимости от порядка обжалования необходимо детально изучить исполнительное производство и те действия, которые провел пристав-исполнитель.

Законодателем четко определен перечень исполнительских действий и если приставом необходимые действия не осуществлялись или осуществлялись частично, то вы имеете все шансы для отмены данного постановления пристава.

Что нужно указать в жалобе, обращенной против постановления?

Если у вас нет опыта в составлении подобных документов, можно пойти к нашему юристу, тогда специалист поможет правильно оформить бумагу и изложить суть ваших претензий. Также образец обжалования постановления пристава есть на сайте службы судебных приставов. Но он не всегда подходит, поскольку случаи индивидуальны и заранее предвидеть обоснование жалобы никто не может.

В заявлении нужно указать фамилию сотрудника службы, номер постановления, с которым вы не согласны, привести основания и пр. Документ составляется в свободной форме, но важно правильно и четко сформулировать суть претензий, указав свои требования, поэтому помощь юриста лишней не будет.

Еще раз отметим, что сроки обжалования постановления пристава исполнителя составляют ровно 10 дней, поэтому как только вы получаете документ, к которому имеете претензии, нужно сразу обращаться с заявлением в вышестоящий орган или суд. Помните, что шансы на решение вопроса в вашу пользу есть только в случае, если постановление действительно вынесено незаконно или необоснованно, с нарушением ваших прав.

Освобождение имущества от ареста (исключение из описи)

По общим правилам исполнительного производства при наложении ареста на движимое имущество должника судебный пристав-исполнитель руководствуется презумпцией принадлежности этого имущества должнику, согласно которой имущество, находящееся в помещении (независимо от его статуса) либо на огражденном (защищенном) от доступа иных лиц земельном участке, находящимися в собственности и (или) во владении должника, считается принадлежащим именно ему. Соответственно, в компетенцию судебного пристава-исполнителя не входит установление факта принадлежности такого имущества на каком-либо правовом основании должнику или иному лицу.

Как следствие, в силу указанной презумпции судебный пристав-исполнитель может подвергнуть аресту (включить в опись) любое имущество, находящееся в помещении, занимаемом должником или принадлежащем ему, а также земельном участке, принадлежащем должнику или находящемся в его владении; замечания и заявления лиц, присутствовавших при аресте имущества, в том числе относительно принадлежности имущества не должнику, а иному лицу, лишь заносятся судебным приставом-исполнителем или собственноручно лицом, сделавшим такое замечание или заявление, в соответствующий акт (ст. 80 ФЗИП).

В частности, в судебной практике высказано мнение, что последующее (после наложения ареста) представление судебному приставу-исполнителю доказательств, указывающих на отсутствие у должника прав на арестованное имущество, при отсутствии у судебного пристава-исполнителя на момент наложения ареста сведений о принадлежности имущества другому лицу, не может служить безусловным основанием для снятия ареста в административном порядке (постановлением судебного пристава-исполнителя). Это обстоятельство лишь свидетельствует о наличии спора о праве, который может быть разрешен только в рамках искового производства и только по требованию заинтересованного лица, считающего себя собственником арестованного имущества.

Изложенные правила являются целесообразными, поскольку иное сделало бы затруднительным или невозможным надлежащее и своевременное принудительное исполнение судебного акта или акта иного органа, однако не исключают вероятности нарушения в процессе совершения исполнительных действий имущественных прав иных лиц, не являющихся участниками (сторонами) исполнительного производства.

Для защиты субъективных прав указанных лиц законодатель традиционно предусматривал и предусматривает специальный способ — иск об освобождении имущества от наложения ареста или об исключении имущества из описи.

Оспаривание в таком случае постановления судебного пристава исполнителя об аресте (описи) этого имущества в порядке ст. 128 ФЗИП, гл. 22 КАС и гл. 24 АПК для таких лиц нецелесообразно, поскольку при рассмотрении судом (арбитражным судом) административного иска (заявления) стороны исполнительного производства (взыскатель, в интересах которого наложен арест на имущество, и должник, в отношении которого применена такая мера принудительного характера) привлекаются только в качестве заинтересованных лиц (ст. 47 КАС) (третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора (ст. 51 АПК)), в связи с чем они ограничены в возможности отстаивания своей правовой позиции по делу.

Иск об освобождении имущества от наложения ареста или исключении имущества из описи является особой разновидностью вещно-правового способа защиты права собственности и иных вещных прав (ст. 12 ГК РФ).

Указанный способ защиты прав заинтересованных лиц реализуется в рамках искового производства, поскольку в основе такого иска лежит спор о праве на имущество, вытекающий из гражданских правоотношений.

Читайте также:  Извещение о ДТП — скачать бланк и образец заполнения

Необходимо также отметить, что право на предъявление иска об освобождении имущества от наложения ареста или исключении имущества из описи гарантируется независимо от того, наложен ли арест на имущество во исполнение судебного акта об обеспечении иска или при обращении взыскания на имущество должника во исполнение иного исполнительного документа. Это относится и к случаям, когда арест на имущество наложен в рамках уголовного дела.

К особенностям возбуждения дел по таким требованиям относятся следующие.

Предмет иска — требование об освобождении имущества от наложения ареста или требование об исключении имущества из описи — зависит от того, объявлены ли судебным приставом-исполнителем, помимо включения имущества в акт описи, запрет распоряжаться этим имуществом или ограничение права пользования им (ст. 80 ФЗИП).

Если спорное имущество только включено в опись с указанием в соответствующем акте его индивидуальных признаков и предварительной оценки, но без объявления запрета и ограничения права распоряжаться им, предъявляется иск об исключении имущества из описи. В случае объявления судебным приставом-исполнителем запрета или установления ограничения права распоряжаться имуществом, о чем указывается в акте наложения ареста на имущество, предъявляется иск об освобождении имущества от наложения ареста.

Кроме того, предмет иска зависит от того, в отношении всего или только части арестованного имущества заявлен спор о его принадлежности.

Если иск заявлен в отношении всего имущества, подвергнутого аресту (включенного в опись), то требование истца должно быть направлено на отмену ареста в целом; если только в отношении части имущества, то исковые требования должны быть направлены на исключение спорного имущества из описи (в таком случае остальное имущество, в отношении которого спор не заявлен, остается под арестом (в описи), за исключением случая, когда судебным приставом-исполнителем при наложении ареста были допущены нарушения федерального закона, которые влекут отмену ареста в целом, независимо от принадлежности имущества должнику или иному лицу (ч. 1 ст. 442 ГПК)).

Поскольку такие требования имеют целью не столько установление принадлежности имущества, подвергнутого аресту или включенного в опись, сколько совершение определенных действий судебным приставом-исполнителем по отмене ареста имущества или исключению его из описи, то по характеру они относятся к имущественным, не подлежащим оценке.

В то же время на практике требованию об освобождении имущества от наложения ареста или исключению его из описи нередко сопутствует требование о признании за истцом права собственности на это имущество, от разрешения которого и зависит решение вопроса об освобождении имущества от ареста (исключении из описи). Указанное требование является имущественным, подлежащим оценке.

Предметом спора по искам об освобождении имущества от наложения ареста или исключения имущества из описи может являться только индивидуально-определенное имущество или определенная доля в праве собственности на конкретное имущество. Соответственно, в исковом заявлении необходимо индивидуализировать вещь и иное имущество, в отношении которых заявлен спор, тем или иным образом, что соответствует природе права собственности.

Истцом по таким искам является лицо, считающее себя собственником или иным законным (титульным) владельцем, в том числе лицо, не являющееся собственником имущества, но владеющее им на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином законном основании. Это обусловлено тем, что именно в отношении указанных лиц вопрос об их правах и обязанностях в исполнительном документе не регламентирован. Именно в связи с этим само наименование ст. 119 ФЗИП и ст. 442 ГПК указывает на то, что иск об освобождении имущества от наложения ареста и исключении имущества из описи предусмотрен в качестве способа защиты прав других лиц(в противовес ст. 121 ФЗИП и ст. 441 ГПК, предусматривающих способ защиты прав в первую очередь сторон исполнительного производства).

Вопросы уплаты госпошлины

Статьей 112 Закона № 229-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего Закона № 119-ФЗ) предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.

При применении данной нормы, помимо вопросов, касающихся процессуальных моментов, порядка и сроков рассмотрения подобных заявлений, возник вопрос об оплате их госпошлиной. Указание в части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ на возможность обращения должника в суд именно с иском по поводу указанных выше требований предусматривает, по общему правилу рассмотрения дел в порядке искового производства, уплату госпошлины.

Вместе с тем отношения по взысканию исполнительского сбора (в том числе и по его уменьшению) носят публично-правовой характер, поскольку исполнительский сбор по своей природе является штрафной санкцией, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий государства в связи с несоблюдением его законных требований.

Хотя обозначенным иском (в данном случае об уменьшении размера исполнительского сбора) напрямую не ставится вопрос о внесении каких-либо изменений в постановление судебного пристава исполнителя, суд опосредованно изменяет его, принимая решение об уменьшении размера исполнительского сбора.

Заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в силу статьи 329 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются. Статьи 333.19, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат положений, устанавливающих размер государственной пошлины при обращении в суд с названными заявлениями.

В основном, как показала практика рассмотрения дел данной категории, должник при обращении в суд с соответствующим иском госпошлину не уплачивает.

Отказ в жалобе на бездействие пристава-исполнителя

Отказ в удовлетворении претензий со стороны граждан выносится в следующих случаях:

  • заявление подано по истечении 10-дневного срока, который отводится на обращение граждан в ФССП по поводу бездействия сотрудника;
  • в заявлении указаны требования, не соответствующие ситуации (истец затрагивает исполнительное производство, а не жалуется на бездействие сотрудника);
  • в документе не отражены обязательные пункты (не указаны адресат, отправитель, суть требований и иное);
  • суд ранее удовлетворил требования заявителя;
  • жалоба касается лица, которое не находится на службе в ФССП.

На вынесение решения об отказе руководителю ФССП также отводится 10-дневный срок. Причин, по которым прокуратура может не удовлетворить требования заявителя, существенно больше. В частности, такое решение принимают в связи с отсутствием убедительных доказательств неисполнения обязательств приставом-исполнителем.

Прежде всего, следует рассмотреть, по каким причинам могут отказать в возбуждении исполнительного производства:

  1. Исполнительный лист, который предоставлен в службу судебных приставов, идет самостоятельно без заявления. Также одна из распространенных ошибок – это отсутствие подписи в документе. Статистика показывает, что тридцать процентов документов, предназначенных для возбуждения исполнительного производства и выполнения решения суда, возвращаются взыскателям по причине отсутствия подписи. Потому прежде чем сдавать, нужно проверить каждый лист на наличие подписи и печати. Рекомендуется все документы подписывать заранее. Не следует действие делать непосредственно перед сдачей. Это грозит тем, что подписи может не оказаться на самом важном документе. Кроме отсутствия подписи, возврат документов может привести к потере отведенного для действий времени. Если пропустить процессуальные сроки, то можно остаться с пустым кошельком;
  2. Когда исполнительный лист отправлен не по тому адресу. Если в процессе рассмотрения документов, выясняется, что ответчик зарегистрирован и проживает по другому адресу (другой город, район, улица), то пристав вернет документы взыскателю, вместе с отказом в возбуждении производства. Согласно действующему законодательству исполнительное производство открывается в службе приставов, которая располагается в районе регистрации должника. Чтобы избежать подобной ситуации, следует проверять заполнение исполнительного листа непосредственно в суде. При обнаружении ошибок, требовать их немедленного исправления;
  3. Срок, отведенный для предоставления в службу исполнительного листа, истек. Сюда не относятся случаи, когда срок подачи восстанавливается через суд. Важно понимать, что восстановление сроков будет возможным, если причина пропуска сроков уважительная;
  4. Тот документ, который передан в службу судебных приставов, не является исполнительным или он заполнен с нарушениями, которые не дают его идентифицировать как исполнительный документ. Нередко подобная ошибка встречается в документах, которые заполняются в суде;
  5. Подаваемый ИЛ уже проходил взыскание, однако производство было прекращено;
  6. Исполнительный лист также был в производстве, но оно было полностью окончено;
  7. Исполнительные документы становятся действительными только после того, как решение суда в ступит в законную силу. В этой ситуации речь идет о судебных актах, которые должны исполняться немедленно. Это решения о выплате алиментов, заработной платы, восстановления на работе;
  8. Документы, которые подлежат исполнению, должны быть отнесены в другой государственный орган отличный от федеральной службы судебных приставов;
  9. Когда исполнительные документы содержат нормы международных договоров, заключенных для того, чтобы иметь возможность возвращать детей, которые были вывезены из России незаконно. Причиной отказа может быть только в том, что ребенок, о котором идет речь в документах, достиг совершеннолетия или другого возраста, оговоренного конкретным договором. Здесь уже нужно внимательно читать соглашение;
  10. Документы для исполнительного производства предоставлены с несоблюдением положений, прописанных в федеральном законе «Об исполнительном производстве». Следует отметить, что статья 21, которая является нарушенной, вступила в силу только в 2020 году в марте месяце. В частности, часть 9 указанной статьи, содержит отсрочку или рассрочку, применимую к исполнению актов суда. В случае, когда исполнительный лист поступил в службу приставов в период это рассрочки, то сотрудник службы обязан вернуть документы, поскольку пока действует отсрочка, действия по нему совершаться не могут. Дело в том, что отсрочка означает, что в течение этого времени должник добровольно исполняет решение суда.
Читайте также:  В 2023 году больничные оплатят по новым правилам: Кто будет получать больше

Оспорить решение должностного лица можно с помощью подачи претензии в судебные органы или вышестоящему руководству.

Если человек обращается в органы защиты, то ему необходимо уплатить государственную пошлину. Помимо этого, нужно подготовить заявление согласно требованиям, прописанных в Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации. А также подготовить полный список справок и бумаг.

Мнение эксперта

Юрченко Екатерина Васильевна

Заместитель председателя Комитета по разрешению долговых споров и антикризисному управлению

Если претензия будет подана в отделение ФСПП вышестоящему руководству, то здесь требования более мягкие. Гражданину не нужно собирать доказательства, которые смогут подтвердить его правоту. Расследование ситуации проходит без личного участия пострадавшего лица.

Жалобу можно сначала передать приставу-исполнителю, чтобы тот впоследствии передал её своему руководству для рассмотрения.

Пожаловаться можно и в прокуратуру. Данный орган имеет непосредственный контроль над деятельностью ФСПП.

Человек вправе самостоятельно выбирать, в какой орган обращаться. Однако если человек первоначально направил претензию руководству нарушителя, а потом в судебный орган, то рассмотрение первого заявления приостанавливается.

Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя

Административное исковое заявление направляется в суд с целью признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в рамках исполнительного производства. Заявление основано на неправомерных действиях пристава-исполнителя, а также на нарушении его полномочий.

В заявлении просителя содержатся юридически обоснованные и соответствующие доказательства незаконности постановления, такие как неправомерное начало или продолжение исполнительного производства, нарушение процессуальных прав просителя, а также неправомерные действия пристава-исполнителя, приводящие к негативным последствиям для просителя.

Целью административного искового заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя может быть прекращение исполнительного производства, восстановление справедливости в деле и защита прав и интересов просителя.

При подаче такого заявления проситель должен предоставить суду все необходимые документы и доказательства, подтверждающие факты незаконности постановления и нарушения полномочий пристава-исполнителя. При рассмотрении дела суд принимает во внимание все представленные доказательства и выносит решение по вопросу о признании постановления незаконным и мерах по восстановлению нарушенных прав просителя.

Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы приставов

Жалобу можно подать в течение 10 дней после издания незаконного постановления, действия, либо выявления бездействия. При определении сроков на обжалование есть важные нюансы.

Срок на обжалование постановления считается со дня его вынесения, а не получения взыскателем или должником. Но если специалист ФССП нарушит порядок направления постановления, срок можно восстановить по уважительным причинам.

Например, если постановление направлено не на следующий день, а через 1-2 недели, срок на обжалование будет пропущен не по вине взыскателя или должника. Они могут приложить копию конверта с отметкой о получении, восстановить сроки.

Если взыскатель или должник не уведомлены о совершения действий, срок на обжалование считается с момента, когда они узнали об этом (или должны были узнать). Например, пристав может направлять запросы о наличии имущества без дополнительного уведомления должника.

Поэтому о факте ареста недвижимости можно узнать спустя значительное время (при совершении сделки, при запросе выписки ЕГРН). Как только должник узнает о нарушении его прав, начнет течь срок на обжалование.

Алгоритм действий для подачи жалобы на действия, постановления или бездействие:

  • определение оснований для обжалования;
  • подготовка доказательств (например, получение копии постановления, справок или других документов);
  • оформление и направление жалобы в суд или вышестоящему руководителю;
  • рассмотрение жалобы по существу;
  • принятие решения по итогам обжалования.

Естественно, для положительного решения нужно сразу оформить жалобу с доводами и аргументами, приложить доказательства своей правоты. Материалы исполнительного производства копировать не обязательно, так как они будут запрошены при рассмотрении жалобы.

В зависимости от оснований обжалования, в решении суда или вышестоящего пристава будет указано:

  • об отмене незаконного постановления или его части;
  • о признании незаконным действия, что повлечет отмену его последствий;
  • о признании незаконным бездействия, после чего специалиста ФССП обяжут выполнить определенные действия.

Если подавать обращение в прокуратуру, итогом разбирательства будет представление в адрес сотрудника ФССП или его руководителя. Представление подлежит обязательному исполнению. Заявителю тоже направят письменный ответ по результатам рассмотрения жалобы.

Порядок рассмотрения заявления в суде

Заявление, составленное для передачи в суд, должно соответствовать требованиям ГПК РФ. Важно, чтобы заявитель подал документ в соответствии с правилами подсудности и подведомственности дел. За предъявление иска в отношении действий судебного пристава гражданам не нужно оплачивать государственную пошлину.

Подавать заявление следует в судебные органы, в районе деятельности которых пристав исполняет свои должностные обязанности, как это регламентировано ч. 2 ст. 441 ГПК РФ. Заявление необходимо передать в суд не позднее 10 дней с момента вынесения постановления пристава или момента, когда лица узнали о нарушении прав.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *