В чем разница между ГАИ и ГИБДД?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем разница между ГАИ и ГИБДД?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эпоха переименований стала актуальна в 1998 году, когда 15 июня президент подписал Указ № 711, смысл которого заключается в смене названия ГАИ в ГИБДД. Основная причина изменений была озвучена как стремление создания положительного имиджа организации в глазах простых граждан ввиду формирования на тот период плохой репутации сотрудников ГАИ. Инициаторы также считали, что новое название точнее отражает функциональность подразделения.

Дорога, дорога… Гаишник победил гиббона

3 июля Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ, согласно которому Государственной инспекции дорожного движения (ГИБДД) возвращается старое название — ГАИ, сообщает пресс-служба МВД России. Теперь подразделения МВД, отвечающие за безопасность дорожного движения, официально будут именоваться Государственной автомобильной инспекцией. При этом статус инспекции сохраняется.

Еще в конце декабря 2001 года В. В. Путин, отвечая в прямом телеэфире на вопрос о его отношении к ГАИ и проблемам, связанным с этой структурой, заметил: «Нет такой организации. Есть ГИБДД. Трудно выговаривать и непонятно, зачем переименовали. До сих пор непонятно». Через несколько месяцев после этого, в середине апреля, Министр внутренних дел РФ Борис Грызлов предупредил журналистов, что в ближайшее время автолюбители «вспомнят о ГАИ». Возвращение старого наименования стало подарком работникам автоинспекции: 66 лет назад в этот день, 3 июля, Совет народных комиссаров СССР утвердил положение о «Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции Народного комиссариата внутренних дел».

Название ГИБДД продержалось немногим более четырех лет: Государственная автомобильная инспекция МВД России была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения 15 июня 1998 г.

В августе 1998 года Главное управление ГИБДД обратилось в Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН с просьбой «рассмотреть возможность представления Главному управлению ГИБДД предложений по словесному обозначению Государственной инспекции», поскольку, по мнению работников инспекции, «сокращенное название Государственной инспекции — ГИБДД — неблагозвучно».

Сотрудники Института — Ю. Н. Караулов, В. В. Лопатин, Ю. А. Сафонова — подготовили заключение, в котором, в частности, приводились ассоциативные ряды, связанные со словом ГАИ и ГИБДД.

«Сегодня слово ГАИ включено во многие толковые словари русского языка. Например, в самом полном и авторитетном „Словаре современного русского литературного языка“ в 20-ти тт.: „ГАИ, нескл., ж. Сокр. Государственная автомобильная инспекция — орган, призванный обеспечивать безопасность дорожного движения“ (Т. 2 (Г). М., 1992, стр. 20). Важно, что в этом словаре дается не только грамматическая характеристика слова и его расшифровка, но и указываются функции органа. Такое указание позволяет утверждать, что для носителя русского языка слово ГАИ прочно связано со смыслом „безопасность дорожного движения: ее осуществление“, а не только с автомобильной инспекцией, как можно было бы предположить, исходя из базового словосочетания Государственная автомобильная инспекция.

Ассоциативный ряд, связанный со словом ГАИ, также подтверждает устойчивое положение этого слова в лексической системе русского языка. К тому же для носителей русского языка ассоциации, связанные со словом ГАИ, достаточно частотны, в большинстве своем нейтральны, что свидетельствует о том, что слово ГАИ прочно вошло в систему русского языка.

„Русский ассоциативный словарь“, материалы которого позволяют прогнозировать сознание русских, которые в ближайшие 30 лет будут определять духовную, языковую и материальную жизнь нашего общества (так как в основе этого словаря — материал эксперимента, где испытуемыми являлись студенты 1-3 курсов вузов в возрасте 17-25 лет), представляет следующую информацию об ассоциациях, связанных со словом ГАИ.

Слово ГАИ предъявлялось испытуемым как стимул, то есть как слово, на которое должны были отреагировать участники эксперимента. Результаты таковы: среди 105 полученных ответов (реакций) были следующие (цифра после слова указывает на количество повторяющихся реакций, если цифра не указаны, то частотность ответа равна 1):

„ГАИ: милиция 18; пост 16; менты 6; мент 6; милиционер на дороге, штраф 3; автомобиль ВАИ, машина, мусор, патруль 2; аварии, автоинспекция, будка, воры, ГАУ, городской автомобильный институт, гос. автоинспекция, ГРУ, дорога, жезл, инспектор, инспекция, машина ГАИ, милицейская машина, Москвы, мошенник, мужчина, мусора, на выезде из города, на повороте, нашего города, не люблю, обезьянник, обман, опять, охраняет, патрульная машина, поймало, порядок, свисток, синий, сирена, служба, трубка, ублюдки, УВД, уроды, форма, фуражка, черт!, черти“ (Русский ассоциативный словарь. Кн. 3. Ч. 5. М., 1998, стр. 41).

Из приведенной статьи очевидно, что отношение к ГАИ — нейтральное, так как наиболее частотны ответы милиция и пост, а не оценочные.

Таким образом, слово ГАИ как слово, прочно вошедшее в словарный состав русского языка:

1) максимально похоже на обыкновенные (неабберивиатурные) слова;

2) удобопроизносимо;

3) в целом не имеет нежелательных ассоциаций;

4) давно известно носителям русского языка;

5) является базой для образования новых слов.

В результате широкого функционирования слова ГАИ, обусловленного важной общественной и социальной значимостью самой структуры ГАИ, это слово прочно связывается со смыслом „безопасность дорожного движения“.

В отличие от аббревиатуры ГАИ, аббревиатура ГИБДД обладает существенными недостатками:

1) она громоздка, труднопроизносима и в силу этого не похожа на обычное слово (неаббревиатурное);

2) образование производных от этой аббревиатуры затруднено;

3) эта аббревиатура не отражает изменение функций органа, который раньше именовался ГАИ, — как показывают толковые словари, смысл „безопасность дорожного движения“ уже заключался в слове ГАИ;

4) она вызывает нежелательные ассоциации — например со словами гибель, гиббон, биде (последние буквы).

Последний (4) недостаток особенно неприятен, так как может повлечь за собой непредсказуемые последствия в результате языковой игры, построенной на дешифровке аббревиатур. Такой прием очень распространен в современных средствах массовой информации (ср.: БД — Белый Дом — биде; Ж. — Жириновский). Таким образом, непредсказуемое вовлечение аббревиатуры ГИБДД в процесс языковой игры может повлечь формирование стойких нежелательных ассоциаций, а это, в свою очередь, не может позитивно отразиться на формировании общественного отношения к ГИБДД и, соответственно, не может „работать“ на укрепление авторитета этого органа».

История ОРУД-ГАИ-ГИБДД

Ежегодно 3 июля сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России отмечают свой профессиональный праздник.

Официально датой образования Государственной автомобильной инспекции считается 3 июля 1936 года. В этот день Совет народных комиссаров (СНК) СССР специальным постановлением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР.

Время до

Еще Петр I в 1719 году создал полицейские органы, контролирующие соблюдение в Санкт-Петербурге установленных правил движения. А в 1809 году в России была создана транспортная полиция в составе 10 окружных транспортных полицейских команд, которые обеспечивали безопасность движения на реках и дорогах, сопровождали грузы, предотвращали хищения, следили за исправностью дорог и безопасностью движения по ним гужевого и пешего казенного транспорта. В городах транспортная полиция занималась наведением порядка среди пешеходов.

10 ноября 1917 года, на третий день своего существования, Совет Народных Комиссаров (СНК) издал постановление «О рабочей милиции». Но поскольку в столь короткий срок ни распустить старую полицию, ни организовать новую милицию не удалось, их функции были возложены на «друзей общественного порядка» – дружинников революционной охраны, действовавших в соответствии с Инструкцией о несении патрульно-постовой службы, предписывавшей «охранять безопасность и порядок передвижения по улицам, а именно: запрещать непомерно быструю езду; ограждать днем рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и прочие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и прочее».

Спустя почти год, 12.10.1918 года, в постановлении Народных комиссаров по внутренним делам и юстиции «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции» были определены основные задачи этого ведомства. В соответствии с этим документом милиция должна была осуществлять контроль за порядком движения транспорта на улицах и дорогах.

Например, предусматривалось, что «милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение, для чего он обязан:

а) не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам;

б) наблюдать, чтобы маляры с ушатами, ведрами и другими красильными принадлежностями. и др. категории рабочих с ручными тележками и санками по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице;

в) не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей, загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами, а разносчики и торговцы не загораживали своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару;

г) если для нагрузки или выгрузки товаров положены поперек тротуара так называемые спуски, то наблюдать, чтобы эта работа не задерживала движение на улице;

д) наблюдать, чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд. »

Всего 16 функциональных обязанностей по обеспечению безопасности движения.

Дефицит магистральных дорог и мизерное количество автомобилей концентрировали транспорт в крупных городах. Именно поэтому 10.06.1920 года СНК принял Декрет «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (Правила)». В них была сделана первая попытка определить круг лиц, ответственных за нарушение правил автодвижения.

Читайте также:  Соглашение об уплате алиментов на ребенка у нотариуса

В это время на улицах Москвы появились первые регулировщики – со свистками.

Между тем количество автомобильного и гужевого транспорта продолжало расти, а с середины 1920-х годов начиналась автомобилизация страны. На Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС) легли обязанности по обеспечению безопасности автодорожного движения, контролю технического состояния автомобилей, их эксплуатации и подготовки водителей.

Регулирование движения стало одной из основных обязанностей постовых милиционеров. Для этого специальным приказом по Милиции Республики от 29.11.1922 года на «вооружение» сотрудников патрульно-постовой службы ставится жезл регулировщика длиной 11 вершков (около 50 см) красного цвета с желтой ручкой. Он носился постовым на ремне спереди, с левой стороны в специальном кожаном чехле. По сути, это был первый специальный «инструмент», отличающий сотрудника милиции, занимающегося регулированием уличного движения, от всех его коллег.

Только на первый взгляд кажется, что работать жезлом легко и просто. На самом деле в руках хорошего регулировщика он значит не меньше, чем дирижерская палочка у дирижера в большом оркестре. На красивую работу регулировщиков, на изысканность их движений и своеобразный шик в обращении с жезлом приходили смотреть гости и жители столицы.

29 ноября 1925 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «О признании имеющей силу для Союза ССР международной конвенции относительно передвижения автомобилей» (заключена в 1909 году). Это стало первым опытом приобщения нашей страны к правилам и нормам эксплуатации автотранспорта и безопасности дорожного движения, установленным мировым сообществом.

30 декабря 1925 года Моссоветом создается отдел регулирования уличным движением (ОРУД) – к этому подтолкнул рост числа дорожно-транспортных происшествий.

20 марта 1932 года принято Постановление СНК РСФСР «О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции». С этого момента начался статистический учет ДТП и их последствий. Одновременно это создало предпосылки для создания впоследствии ГАИ.

3 июля 1936 года СНК СССР своим решением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

ГАИ – это слово знают все

Новая структура основное внимание уделяла контролю качества подготовки водительского состава, проверке технического состояния автомобилей. Была утверждена система обязательных периодических технических осмотров автотранспорта.

НКВД СССР утвердил типовые правила движения по улицам и дорогам, которые стали основой для разработки правил дорожного движения в каждом регионе страны.

К 1941 году автомобильный парк страны вырос и составил 806,9 тыс. автомобилей.

20 июля 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР.

Обязанности милиции значительно расширились. Государственная автомобильная инспекция все усилия направила на мобилизацию автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд Красной Армии. Инспектора ГАИ осматривали и проверяли техническое состояние автомобилей, подлежащих отправлению на фронт. Уже к 1 октября 1941 года в Красную Армию направляется 40% от числа автомобилей народного хозяйства.

Пять военных лет – одна из самых ярких страниц истории ГАИ. Все силы ее сотрудников были брошены на достижение одной цели – победы.

В послевоенные годы из армии в народное хозяйство поступило большое количество автомобилей и мотоциклов. Малочисленный штат ГАИ и ОРУДов не мог эффективно противостоять росту числа ДТП. В этой связи на уровне правительства страны и МВД СССР предпринимаются эффективные меры по совершенствованию структуры ГАИ, укреплению ее кадрами и внедрению в практику ее работы новых научных достижений.

Усиливается взаимодействие ГАИ с населением, развивается институт дружинников. На вооружение инспекторов ГАИ поступает новая техника, специальное вооружение, внедряются новые формы и методы работы, особое внимание уделяется работе с детьми и подростками.

Развал СССР в какой-то степени приостановил развитие ГАИ. Именно на 1992 год пришелся пик числа зарегистрированных краж транспортных средств. Изменившиеся условия потребовали изменений в деятельности ГАИ, приведения ее функций и задач в соответствие с новыми политическими и экономическими условиями. В этой связи Постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 года было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД России.

Структурные подразделения

Госавтоинспекция входит в состав МВД России. Ее система включает территориальные, специализированные подразделения и учреждения научно-исследовательского типа. Немногие знают, как расшифровать ГИБДД. Под этим понятием подразумевается Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Главное управление здесь является федеральным органом. Понятие ГИБДД, расшифровка аббревиатуры прописаны в законодательных актах. Указом Президента № 711 закреплено, что Госавтоинспекция проводит федеральный надзор и выполняет разрешительные функции в сферах безопасности дорожного, транспортного движения. Система ГИБДД включает:

  • подразделение на федеральном уровне – Главное управление;
  • центр специального назначения;
  • подразделения инспекции территориальных органов МВД;
  • специализированные подразделения;
  • подразделения по городам, районам, муниципальным образованиям;
  • научные, исследовательские учреждения.

Госавтоинспекция была создана по решению Совета Народных Комиссаров СССР 3 июля 1936 года. На тот момент объем автопарка был значительно меньше, чем в наше время, и основными функциями ГАИ стали борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учёт.

Ключевой момент в развитии ГАИ произошел в 1960-1970 годах, когда был налажен массовый выпуск легковых автомобилей.

К чему это привело? В структуре ГАИ выделяются отдельные подразделения для регулирования соответствующих сфер отношений:

  • дорожно-патрульная служба,
  • служба регистрации транспортных средств,
  • служба техосмотра,
  • служба организации движения,
  • служба экзаменационных действий для приёма экзаменов у водителей.

Однако, основная функция по-прежнему — борьба с аварийностью.

В 1998 году была предпринята попытка переименовать Госавтоинспекцию (ГАИ) в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Это вызвало некоторую путаницу с названиями. В 2002 году были внесены изменения в указ Президента № 711 от 15 июня 1998 года, в соответствии с которыми признавалась равнозначность наименований ГАИ и ГИБДД.

Какие подразделения включены?

МРЭО является одной из структур МВД. Они ориентирована на оказание услуг субъектам, в собственности которых находятся транспортные средства. Информационные и технические возможности службы позволяют дать профессиональное заключение о соответствии регистрационных знаков машины, приобретенной на вторичном рынке, прилагаемым к ним документам. МРЭО ГИБДД состоит из нескольких структур, в число которых входит:

Для обращения в любое структурное отделение с целью решения возникших проблем, необходимо заранее подготовить список документации. О том, какие бумаги входят в пакет, следует узнавать у уполномоченного специалиста в телефонном режиме или на сайте, где размещена необходимая информация для конкретной административной процедуры. Услуга будет оказана только в том случае, когда вид документов и их содержимое актуальны на момент их подачи.

МРЭО является структурным подразделением ГУОБДД, находящимся в подведомстве центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ. Вышестоящие органы координируют деятельность структуры и вырабатывают предложения по формированию и реализации основных направлений поддерживаемой политики в области организационного и реализационного обеспечения безопасности дорожного движения. В своей деятельности МРЭО руководствуется правовыми актами и официально оформленными распоряжениями вышестоящего руководства

От действий руководства и профессионализма штатных сотрудников зависит оперативность и квалифицированность полученной помощи и консультации. В компетенции группы по экзаменационной работе проведение аттестации на право управления автомобилем. Специалисты согласовывают программы обучения и перепрофилирования, а также занимаются оформлением, выдачей и заменой водительских удостоверений.

МОТОТРЭР является одним из подразделений МРЭО, специализирующемся на техническом осмотре транспортных средств, проведении регистрационных действий в отношении автомобилей, а также на подготовке, организации и приеме экзаменов по проверке знаний ПДД и практических навыков вождения. Другое название структуры — подразделение технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы ТНРЭР.

Отдел делопроизводства специализируется на подготовке, оформлении и контроле форм документации, регистрационных знаков на транспортные средства, а также продукции специального назначения, требующей получения водителем разрешения на участие в дорожном движении. Регистрационная группа занимается контролем оснащения автомобиля средствами безопасности и проверкой соответствия конструкций транспорта регламентированным требованиям. Ее сотрудники регистрируют и осуществляют специальный учет средств передвижения и прицепных автомобильных устройств, предназначенных для движения по дорогам общего пользования. В компетенции группы выдача свидетельств и документов определенного образца и государственных знаков.

Законодательное регулирование и историческая сводка

Эпоха переименований стала актуальна в 1998 году, когда 15 июня президент подписал Указ № 711, смысл которого заключается в смене названия ГАИ в ГИБДД. Основная причина изменений была озвучена как стремление создания положительного имиджа организации в глазах простых граждан ввиду формирования на тот период плохой репутации сотрудников ГАИ. Инициаторы также считали, что новое название точнее отражает функциональность подразделения.

С названием структуры не были изменены функциональные обязанности служащих, которые остались работать на своих местах. Поэтому сотрудники нового подразделения страдали теми же пороками.

В 2001 году на правительственном уровне была произведена оценка работы структуры, в ходе которой определили бессмысленность ее переименования, а также отметили негативные позиции, выраженные в трудности выговаривания и непонимания функциональности. 2 июля 2002 года был издан Указ № 679 о внесение корректировок к Указу № 711. После его подписания автоинспекция приобрела двоякое название. Каждый стал ее называть, как ему нравиться. Наименования ГАИ и ГИБДД стали актуальными и равноценными. Переименования структур происходили и позднее. В 2004 году Главное управление ГИБДД, являющееся одним из аппаратов МВД, осуществляющим контроль над автоинспекторами, стало называться ДОБДД. Департамент стал руководящим органом над региональными ГИБДД. В 2009 году в рамках реформы он был переименован в ГУОБДД.

Изначально структура имела название ГАИ. После ее переименования она могла называться только ГИБДД. Однако виду законодательных изменений оба названия Госавтоинспекции получили право на юридический статус. Законом разрешено использование наименования структуры ГАИ или ГИБДД. Составитель документации вправе самостоятельно осуществить выбор идентификации организации при оформлении официальных бумаг.

Какие функции выполняет

ДПС является структурным подразделением ГИБДД. Однако, в некоторых ситуациях, ограничивающихся разговорами и отсутствием документальной фиксации, оба названия подразумевают одну структуру. С юридической точки зрения понятия не равнозначны. Основные принципы деятельности ДПС заключаются в уважении прав человека, в соблюдении закона и учета элементов гуманизма. Сотрудники структуры являются открытыми и публичными личностями. Их работа основана на общественном доверии и связана с поддержкой граждан. Работники патрульной службы стремятся обеспечить безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, а также предупреждают преступления и правонарушения в сфере дорожного движения. Для реализации должностных обязанностей они осуществляют деятельность в соответствии с регламентированным порядком действий, определяющим функции ДПС:

  • Контроль соблюдения ПДД;
  • Регулировка дорожного движения;
  • Помощь гражданам в реализации своих прав и интересов;
  • Производство дел по административным правонарушениям;
  • Осуществление мероприятий по сопровождению транспорта;
  • Реализация неотложных действия на месте ДТП;
  • Принятие мер реагирования, ориентированных на сокращение числа аварий и пострадавших в них водителей, пассажиров и пешеходов;
  • Информирование населения о сложившейся дорожной обстановке, о наиболее распространенных причинах аварий, а также принимаемых мерах по их предупреждению;
  • Работы по розыску угнанных и похищенных автомобилей;
  • Розыск лиц, которые являются участниками аварии и имеют непосредственное к ней отношение, но скрывшиеся с места происшествия;
  • Контроль внешнего состояния дороги;
  • Надзор за проведением мероприятий, ориентированных на восстановление поверхности дороги.
Читайте также:  НПФ транснефть индексация пенсии в 2023 году

Сотрудники ДПС вправе принимать участие вместе с представителями федеральных органов в проведении профилактических мероприятий, целью которых является обеспечение безопасности дорожного движения. В пределах зон ответственности, ограниченной постами и маршрутами патрулирования, специалисты могут контролировать соблюдения норм поведения. Правовыми актами определено, что основным субъектом, уполномоченным осуществлять контрольно-надзорную деятельность в сфере соблюдения ПДД, является структурное подразделение ДПС Госавтоинспекции МВД.

ГИБДД, ДПС и ГАИ — что это значит и чем отличается?

Расшифровка госоргана ДИоД – этот орган – Дорожная инспекция и организация движения.

ДИоД осуществляет контроль над тем, чтобы соблюдались правила по технормам и стандартам – например, контролирует эксплуатацию и ремонтные работы дорожных полотен, а также различных дорожных сооружений и переездов железнодорожных путей.

Эта же служба помогает согласовывать маршруты автотранспорта, занимающегося пассажирской перевозкой, определяют направления для перевозки опасных и негабаритных грузов.

Решение о создании государственной автомобильной инспекции было вынесено Совнаркомом СССР в 1934 году. Изначально целью создания структуры была борьба с хищением автомобильного транспорта, а также с его неправильным использованием. Задачей сотрудников ГАИ стало предупреждение аварийности, контроль обучения и подготовки шоферов, а также разработка правовых норм относительно эксплуатации машин и их учета. До создания структуры, ее функции были в компетентности милицейского отдела регулирования движения. В 40-ых годах уполномоченные сотрудники ГАИ провели систематизацию ПДД, был разработан и внедрен единый образец прав на вождение авто и утверждены правила проведения его учета и технического осмотра.

Основными задачами сотрудников ГИБДД является контроль деятельности в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения и, в случае необходимости, применение санкций. Для их реализации работники структурных подразделений оказывают ряд государственных услуг. В их компетенции прием экзаменов, проверка усвоения студентом практических навыков, а также оформление и выдача водительских удостоверений.

Права и обязанности сотрудника ГИБДД закреплены в административном регламенте, хотя основные ведомственные нормативные акты носят закрытый характер и не доступны обычным гражданам, многие даже имеют определенный гриф секретности.

Права и обязанности сотрудника ГИБДД должны им четко разграничиваться, в противном случае существует возможность неисполнения обязанности и привлечение к дисциплинарной ответственности.

благодарю за помощь в написании статьи источник юрист-онлайн.

На службу ГИБДД возложено множество обязательств. Для качественного выполнения поставленных задач было сформировано несколько самостоятельных функциональных подразделений. Каждая структура ведомства ориентирована на отдельную сферу деятельности. Основными подразделениями Государственной автомобильной инспекции являются:

  • Автотехническое;
  • Организационное;
  • Регистрационно-экзаменационное;
  • Информационного обеспечения;
  • Дорожно-патрульная служба .

Автотехническая инспекция осуществляет контроль соблюдения нормативов технического состояния транспортного средства, а также выполнения водителем правил, обеспечивающих безопасность на дорогах. Подразделения организации дорожного движения контролируют соблюдение стандартов и нормативов при проведении проектных, строительных и реконструктивных работ в отношении дорог и применяемых сооружений. Регистрационно-экзаменационные подразделения контролируют подготовку водителей и принимают экзамены на знание ПДД и приобретение навыков вождения. В их компетенции регистрация транспортных средств, их учет и розыск.

В чем разница между ГИБДД и ДПС, и у кого больше полномочий

  • фотография инспектора ГИБДД — печатается вместе с бланком, не допускается наклеенная фотография. Снимок обязательно цветной
  • круглая печать МВД — идет как бы внахлест с фотографией сотрудника ГИБДД
  • герб России с красной надписью «МВД России» — располагается справа от фото
  • личный номер сотрудника — он должен совпадать с нагрудным жетоном
  • срок действия удостоверения — просрочка недопустима.

Имейте в виду, что сотрудник ГИБДД с просроченным удостоверением не обладает соответствующими полномочиями. Вполне возможно, он уже уволен из органов, но не сдал удостоверение.

  • ФИО — напечатанные, но ни в коем случае не написанные вручную
  • должность — ищем упоминание о причастности полицейского к структурам ГИБДД России.

«В удостоверении может быть указан инспектор любого другого подразделения МВД. Они, конечно же, такие же сотрудники полиции, но тот факт, что они стоят на дороге, скорее всего, определяется их личной инициативой», — говорит Сергей Радько. По его словам, бывают случаи, когда на улицы выводят весь личный состав и сотрудники полиции в этом случае имеют полномочия останавливать автомобили. Но это скорее исключение, чем правило.

  • Отметка о наличии права носить табельное оружие — мелким шрифтом под графой «должность».
  • Красная гербовая печать МВД России — в левом нижнем углу. Печать круглой формы, в центре изображен герб России. Допустимый диаметр печати — 25 мм. Во внешнем контуре надпись: «Министерство внутренних дел Российской Федерации».
  • Подпись начальника территориального органа МВД или его заместителя — должна быть защищена специальной пленкой (с полупрозрачной голограммой).
  • Штрих-код — он находится в правом верхнем углу с внутренней стороны удостоверения.

Важно также обратить внимание на то, в каком регионе инспектору было выдано удостоверение.

Иногда инспекторы грешат тем, что патрулируют сопредельные регионы — например, окраины Москвы вместо Московской области и наоборот.

Одно дело, когда сотрудники ДПС остановили автомобиль нарушителя, и совсем другое, когда они выборочно тормозят несколько автомобилей подряд вне установленного маршрута патрулирования.

Рация и служебный пистолет являются важными предметами экипировки инспектора ГИБДД, но они встречаются не всегда.Рация и служебный пистолет являются важными предметами экипировки инспектора ГИБДД, но они встречаются не всегда.

В чем разница между ГАИ, ГИБДД и ДПС? Откуда появились эти аббревиатуры?

  1. Прошлое и настоящее
  2. Структурные подразделения ГИБДД

В полицейской терминологии обычному человеку разобраться бывает непросто. В органах внутренних дел нет подразделения, название которого не включало бы сложную аббревиатуру.

Очень много вопросов у граждан возникает по поводу того, как правильно именовать стражей порядка, следящих за безопасностью дорожного движения.

Почему в обиходе применяются сразу три термина: ГИБДД, ГАИ и ДПС? Может, это три разных структурных единицы ведомства?

. Чем отличаются сотрудники ДПС от других полицейских, какими правами они обладают. Кто может останавливать автомобиль на дороге.

ГИБДД Автомобилисты часто взаимодействуют с сотрудниками ГИБДД. Как же грамотно общаться с представителями Госавтоинспекции?

Какими правами и какими обязанностями обладает инспектор ? И что вообще представляет собой эта структура?

Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье.

ГИБДД, точнее её предшественница ГАИ, появилась в 1936 году. До этого функции поддержания порядка на дорогах выполнял специальный отдел милиции. Создание отдельной службы было вызвано резким увеличением количества автотранспорта на дорогах страны.

Её сотрудники должны были обеспечивать порядок, следить за должной подготовкой водителей, разрабатывать правила движения и другую нормативную документацию. Первые ПДД появились в Советском Союзе спустя два года после создания ГАИ (ГосАвтоИнспекции) – в 1938 году. В 60-е годы ХХ века были введены единые для всей страны водительские удостоверения, а также разработаны правила для частных автомашин по проведению техосмотров, регистрации ТС и др.

В кризисные 90-е годы многие сотрудники ГАИ уволились, перейдя на более оплачиваемую работу, те же, кто оставался на посту, подвергались множеству искушений и нередко сквозь пальцы смотрели на нарушителей правил движения, которые могли откупиться от ответственности. В этот период на дорогах резко выросло число аварий, появилась специфическая дорожная преступность. Авторитет сотрудников ГАИ в глазах населения резко упал.

В 1998 году началось реформирование службы, которая получила новое название – ГИБДД (ГосИнспекция Безопасности Дорожного Движения). Она получила статус, равный статусу отдельного министерства, хотя и осталась в структуре МВД. Длительная кропотливая работа позволила многое улучшить в работе рядовых автоинспекторов и всей службы в целом.

Автоинспекция ГИБДД состоит из целого ряда подразделений, причём некоторые из них известны всем, о других же, не менее важных, знают только специалисты.

ДПС, или дорожно-патрульная служба – подразделение, с сотрудниками которого обычные граждане встречаются наиболее часто. Это они патрулируют наши улицы и загородные трассы, предупреждают нарушения правил движения и останавливают слишком буйных нарушителей. Но они же нередко накладывают штрафы на неосторожных водителей, что, к сожалению, не добавляет им народной любви.

При взаимодействии обычных граждан с сотрудниками ГИБДД могут оформляться следующие документы:

— Протокол о нарушении ПДД – наиболее известный из документов, который оформляется при совершении одного или нескольких нарушений.

— Постановление о решении, принятом в отношении нарушителя ПДД.

— Справка о попадании машины или пешехода в ДТП для страховых компаний.

— Свидетельство о допуске к транспортировке опасного груза.

— Определение об отказе в открытии дела по нарушению ПДД.

Читайте также:  Что такое районный коэффициент в больничном листе?

— Квитанция по оплате наложенного штрафа.

Специалисты, оказывающие помощь водителям при общении с ДПС ГИБДД, создали даже некую памятку на этот счет. Во время личного контакта с сотрудником ГИБДД необходимо соблюдать правила общения, которые позволят контролировать ситуацию и не стать жертвой недобросовестных служащих:

  • Водитель вправе попросить инспектора предъявить удостоверяющие документы и сообщить о причине остановки.
  • При разговоре необходимо проявлять вежливость, корректность.
  • Беседу с инспектором можно вести из салона автомобиля, если нет веских оснований выходить из машины.
  • Автомобилист вправе вести фиксацию диалога с сотрудником Госавтоинспекции.
  • Если водителю вменяется нарушение правил, то инспектор обязан разъяснить суть противоправных действий.
  • Отказ от освидетельствования на алкоголь автоматически признаёт водителя нетрезвым во время управления автомобилем.
  • Любые несогласия с оформленным протоколом или постановлением отражаются в документе для его последующего обжалования.
  • При неправомерных действиях сотрудников ГИБДД автомобилист имеет право обратиться с жалобой по месту его службы или в судебные органы.
  • Дача взятки сотруднику ГИБДД карается не только штрафом, но и лишением свободы в зависимости от суммы мзды.

Знание своих прав и обязанностей на дороге позволит водителям вести грамотный диалог с инспекторами ГИБДД и обезопасить себя от недобросовестных служащих.

В видео ниже представлен пример адекватного общения с ГИБДД:

Сотрудник ГАИ (ГИБДД) оформляет следующие документы:

  • протокол – оформляется по факту административного правонарушения (АП);
  • постановление – содержит решение по делу о совершенном правонарушении;
  • справка о ДТП – для оформления страховки;
  • определение об отказе в возбуждении дела об АП;
  • свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
  • бланк справки-счета торгующей организации;
  • квитанция для оплачивания штрафа.

Вы имеете право обжаловать постановление, заключение ГИБДД, ГАИ, для этого необходимо написать соответствующее заявление (можно также написать жалобу на сотрудника).

Решение о создании государственной автомобильной инспекции было вынесено Совнаркомом СССР в 1934 году. Изначально целью создания структуры была борьба с хищением автомобильного транспорта, а также с его неправильным использованием. Задачей сотрудников ГАИ стало предупреждение аварийности, контроль обучения и подготовки шоферов, а также разработка правовых норм относительно эксплуатации машин и их учета. До создания структуры, ее функции были в компетентности милицейского отдела регулирования движения. В 40-ых годах уполномоченные сотрудники ГАИ провели систематизацию ПДД, был разработан и внедрен единый образец прав на вождение авто и утверждены правила проведения его учета и технического осмотра.

В обязанности ГАИ входила организация дорожного движения, контроль обстановки на улицах и соответствие состояния дорожного покрытия регламентированным параметрам. В 1998 году структура был переименована в ГИБДД, что, по мнению инициаторов, точнее отображало суть ее функционирования. Однако, новое имя не прижилось, и в 2002 году Указ Президента сделал равнозначными названия ГАИ и ГИБДД.

Государственная автомобильная инспекция первоначально была учреждена в 1936 году прошлого столетия в СССР. До этого момента за обстановкой на дорогах страны следило подразделение милиции, носившее название ОРУД (отдел регулирования уличного движения). Несмотря на создание новой службы, этот отдел продолжал существовать еще почти 15 лет – до его упразднения в 50-х годах. Через несколько лет после появления ГАИ были сведены в единый документ существовавшие до этого в разрозненном виде правила дорожного движения.

В 1998 году Указом президента страны № 711 подразделение было переименовано. Тогда ГАИ получила название «ГИБДД» (Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ). Законодатели посчитали, что эта аббревиатура более четко отражает назначение службы. Также предполагалось, что данная мера поможет смягчить негативное отношение, сформировавшееся у водителей за долгие годы существования ГАИ.

Прошло некоторое время и оказалось, что новое название в повседневной жизни «не прижилось». В разговорной речи автомобилисты по-прежнему продолжали пользоваться старым. А самих сотрудников службы, как и раньше, именовали «гаишниками». Президент России принял решение об устранении возникших противоречий на законодательном уровне. В 2002 году он подписал Указ № 679 о внесении изменений в действующую нормативную базу. В результате аббревиатуры «ГИБДД» и «ГАИ» признали тождественными. В настоящее время допускается именовать ведомство «Госавтоинспекцией».

Это должен знать каждый водитель. что такое отделение по иаз гибдд?

Чем занимается инспектор ИАЗ ГИБДД? Каковы полномочия и функции каждого сотрудника, согласно должностному регламенту, который является основополагающим и обязательным для выполнения? Внимание! Запрещено выполнения сотрудником каких-либо обязанностей, не прописанных в должностной инструкции или контракте.

И, наоборот, если обязанности прописаны в этих нормативных документах, то их выполнение обязательно для каждого сотрудника.

осуществление деятельности по предотвращению правонарушений, выявление причин их возникновения и разработка способов устранения в ; проведение анализа практики применения законодательства, и на этой базе разработка основных позиций совершенствования деятельности ГАИ; контроль над законностью принятых решений и их выполнение сотрудниками подразделений; отслеживание внедрения инновационных исследований, которые применяются в деятельности Госавтоинспекции;

Электронная система, которая реагирует на резкое нажатие тормозной педали водителем и обеспечивает более эффективное торможение в экстренных ситуациях).

Подробнее в статье «Система Brake Assist сокращают тормозной путь». BBW (Brake By Wire) — «торможение по проводам».

В чем разница между ГАИ и ГИБДД?

Подуйте в трубочку
Ведущий, который играет роль автоинспектора, раздает участникам конкурса шарики и предлагает подуть в них вместо алкотестера. Участники начинают надувать шары, пока они не лопнут. Побеждает тот, кто первым справится с заданием.

Собери дорожный знак
Перед проведением конкурса необходимо нарисовать и вырезать из картона два набора деталей дорожных знаков (около 10 штук в каждом наборе). Для участия в конкурсе выбираются две команды с одинаковым количеством участников. На скорость участники должны собрать знаки. Побеждает самая быстрая команда.

Аббревиатуры
ГАИ, ГИБДД, ПДД – аббревиатуры, которые знакомы всем автоинспекторам. Ведущий предлагает участникам конкурса придумать смешные интерпретации для этих аббревиатур. В конкурсе побеждает самый креативный участник.

ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения) – орган, осуществляющий надзор и контроль над транспортными средствами, соблюдение правил их управления и эксплуатации. Он также предоставляет ряд разрешительных документов, связанных с перемещением грузов, перевозкой пассажиров и установкой различных конструкций около мест движения.

Автоинспекторы следят за соблюдением многочисленных правил дорожного движения, имеют право штрафовать и задерживать нарушителей. Этот орган выполняет задачи по предотвращению и оформлению дорожно-транспортных происшествий, сопровождению грузов и колонн, а также обеспечивает безопасность на магистралях.

Сотрудники ГИБДД могут закрепляться в ряде специализированных подразделений. Среди них — регистрационно-экзаменационные службы дорожной инспекции, розыска автотранспорта, патрулирования и организации движения, технического осмотра и регистрации.

Для поступления в ряды ГАИ необходимо пройти срочную службу в Вооружённых Силах или иметь профильное образование, полученное в структурах МВД РФ. Претендент на должность обязан осуществить подготовку по будущей профессии, знать законы, порядок действий во время несения дежурства. Необходимо продемонстрировать умение обращаться с оружием, управлять автомобилем.

В подразделениях имеются звания, идентичные воинским. Занятие должностей происходит в строгом соответствии с возрастом и знаками отличия на погонах. Отслужившие в ГИБДД могут досрочно выходить на пенсию по выслуге лет, получая социальный пакет. Он подразумевает льготы в оплате коммунальных услуг, посещение санаториев, лечебных учреждений, баз отдыха.

Новшества коснутся как теоретической, так и практической части и, по мнению экспертов, усложнят успешную сдачу экзамена.

Изменения вступят в силу только осенью, но уже сейчас можно сказать, что готовиться придется дольше и усерднее:

  • будет значительно расширена тематика экзаменационных вопросов, связанных с безопасным поведением на дороге.
  • количество вопросов будет увеличено с 20 до 50 — более чем в 2 раза.

Смены формата проведения теоретической части или ввода дополнительных тестов не планируется – в отличие от «практики», которая претерпит серьезные структурные изменения.

После успешной сдачи теории, кандидаты в водители сразу приступят к сдаче практического экзамена в городе, который будет длиться 30 минут. «Площадку» убирают – все упражнения будут сдаваться в «боевых» городских условиях.

Для проверки первоначальных навыков управления автомобилем будут использоваться:

  • участки дорог с малой интенсивностью движения.
  • тупиковые участки, преимущественно за пределами жилой застройки.
  • заменой «автодрому» также могут выступить стоянки крупных торговых центров, которые позволяют проверить навыки параллельной парковки и заезда в бокс задним ходом.

Но это еще не все. Важнейшими изменениями будут переход с балльной на «более прогрессивную», по мнению законодателей, систему оценок, а также новый порядок пересдачи.

Изменения пока не опробованы на практике. Тем не менее, их эффект очевиден: получить права будет гораздо сложнее.

С чем это связано?

  • Сдать «теорию» будет непросто: количество и вариативность вопросов в билетах и тестах вырастут на порядок;
  • Увеличение времени практической части до 30 минут повлечет за собой больше маневров на дороге , а значит число ошибок и спорных ситуаций увеличится;
  • «Выучить» экзаменационный маршрут не получится. Инспектор будет сам выбирать, по какой улице кандидат должен ехать;
  • «Площадочные» маневры придется выполнять в городских условиях – для неопытных водителей это высокий риск дополнительных ошибок. Не будет на экзамене и фишек для фиксации неправильного выполнения элементов.
  • Вместо баллов за ошибки будет внедрена новая методика оценки навыков кандидата. Проще говоря, инспектор на свое усмотрение будет решать – правильно или нет кандидат выполнил тот или иной элемент. Стоит ли говорить, что эти оценки часто могут отличаться от мнения того же инструктора?
  • Сейчас при успехе на «площадке» и неудаче в «городе», нужно пересдавать только городской этап. По новым правилам нужно будет заново сдавать весь экзамен целиком.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *